Церковь Спаса Преображения Господня и Смоленско-кладбищенская церковь в Санкт-Петербурге, 1909 год
[ Скачать с сервера (1.86 Mb) ]24.02.2021, 00:35

Из книги "Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. С.-Петербургская епархия", СПб, Тип. училища глухонемых Вед. Учр. имп. Мар., 1909, вып.IV, сс.173-174.


ПРЕДИСЛОВІЕ.

Приступая къ изданію описанія Лавры, монастырей и церквей С.-Петербургской епархіи, прежде всего напомнимъ, что въ православной религіи является главное отличіе нашего народа. «Святою Русью» издавна величаютъ нашу землю. Православная религія привилась у насъ прочно потому, что отвѣчала вполнѣ мягкой, доброй душѣ русскаго человѣка. Слѣдуя правилу: Божія Богови, Кесарево Кесареви, православная Церковь дѣйствовала на особомъ поприщѣ, отличномъ отъ поля дѣятельности государства, воздерживаясь отъ вмѣшательства въ гражданскія дѣла. Тѣмъ не менѣе, воспитывая вѣрующаго для грядущаго града, она постепенно обновляла и градъ з д ѣ  пребывающій. Вся перестройка гражданскаго общежительства подъ вліяніемъ православной Церкви совершалась, посредствомъ воспитанія и ученія, которое было въ рукахъ Церкви и посредствомъ законовъ, на исполненіе которыхъ вліяла Церковь.
Православная религія содѣйствовала также развитію творчества въ области искусствъ. Особенно это замѣтно въ архитектурѣ, гдѣ встрѣчается много своеобразнаго, доказывающаго, какъ геній русскаго народа претворялъ въ себѣ чуждыя вліянія запада, и пользуясь чужими уроками, съумѣлъ развиться самостоятельно и оставить по себѣ въ исторіи памятники.
Архитектура явилась у насъ вмѣстѣ съ принятіемъ крещенія. По своему происхожденію она византійская и греческіе мастера ранѣе другихъ строили у насъ и древнѣйшія каменныя церкви, соборы Кіева и Новгорода. Московскіе соборы, хотя построены итальянцемъ, но по русскому вкусу. До послѣдняго времени не было извѣстно имя строителя самаго оригинальнаго храма «Василія Блаженнаго» или Покровскаго собора въ Москвѣ, но оказывается, что священникъ I. Кузнецовъ нашелъ въ Румянцевскомъ музеѣ рукопись «Лѣтописецъ» № 611, въ коемъ нашлась вставка изъ другой рукописи, повѣствующая о закладкѣ собора царемъ Іоанномъ IV, вмѣстѣ съ митрополитомъ Макаріемъ. Здѣсь названъ и зодчій, которому было поручено сооруженіе собора. Это — нѣкій «Барма со товарищи».
Готическая архитектура къ намъ не привилась. Не даромъ, въ Бозѣ почивающій Императоръ Александръ Ш, смотря на Москву съ высоты Кремля, съ глубокой мѣткостью сужденія, сказалъ:
«Москва—это храмъ, а Кремль—его алтарь».
Дѣйствительно, Москва готова была стать храмовыми святцами, минеямичетьми. Чуть не каждый день цѣлаго года, въ до-петровской Руси, въ Москвѣ, то въ томъ, то въ другомъ концѣ ея слышался красный звонъ храмового праздника.
Живопись у насъ сначала, подъ вліяніемъ православія, являлась иконописью, подчиняясь вполнѣ строгому взгляду Церкви: выраженіе ликовъ на иконахъ было монашеское, а сами иконы имѣли символическій характеръ; фантазія художника ограничивалась «подлинниками». Самыми живописцами дѣлались прежде другихъ монахи, для которыхъ искусство было — святымъ дѣломъ, къ которому они готовились постомъ и молитвою; оно заключалось въ копированіи «подлинниковъ».
Въ XVI и XVII вѣкахъ иконопись перешла въ руки свѣтскихъ людей, явились иконописцы Строгановской и Новгородской школы и царскіе иконописцы, но главный характеръ живописи оставался прежній. И только со временъ Никона начинается что-то похожее на живопись, хотя «подлинникъ» еще сохраняетъ свою силу.
Старое «иконное» письмо преобладало въ церквахъ, а самые знаменитые мастера, какъ напримѣръ Симонъ Ушаковъ, работали одновременно на два манера, — и по-старому, и по-новому, — смотря по вкусу своихъ заказчиковъ. Въ XVIII вѣкѣ русскіе художники ближе познакомились съ западнымъ искусствомъ, и сначала въ ихъ творчествѣ религіозное вдохновеніе не играло особенной роли.
Казалось, вліяніе Церкви на живопись было у насъ неблагопріятное, но на дѣлѣ вышло, однако, другое. Среди русской школы возникло свободное направленіе, не гнушавшееся естественности въ искусствѣ и готовое воспользоваться уроками западной живописи. И вліяніе церкви въ этомъ направленіи не было задерживающее. Между тѣмъ съ развитіемъ образованія сами наши художники взялись за простыя, историческія преданія древней Руси съ большимъ умѣньемъ и съ большимъ успѣхомъ. Художники наши оцѣнили эти преданія по достоинству и подъ вліяніемъ ихъ представили оригинальные и недосягаемые образцы своего искусства, даже для самого Запада. Таковы иконы и религіозныя картины, написанныя художникомъ Васнецовымъ, Крамскимъ и друг. Напримѣръ, по словамъ знатоковъ — ликъ Божіей Матери, исполненный Васнецовымъ, имѣетъ знакомый по старымъ образцамъ типъ, но только православный художникъ могъ возвыситься до такого представленія Божіей Матери. Это Мать Заступница и Прибѣжище. Къ такой Матери легко придти за помощью, за успокоеніемъ, Она успокоитъ, и ради Нея пойдешь опять на страданія съ легкимъ сердцемъ и скажешь хорошо въ томъ мірѣ, гдѣ можно прибѣгнуть къ Ней, увидать Ея ликъ, взойти въ духовное, реальное до очевидности соприкосновеніе. Фигура Божіей матери, согласно традиціямъ иконописи, написана на золотомъ фонѣ, но это фонъ золотой зари. Условностью старинной живописи художникъ воспользовался для проведенія глубочайшей идеи...
Православная религія, содѣйствуя развитію творчества въ искусствѣ, содѣйствовала и не мѣшала литературѣ развиваться самостоятельно и безъ всякаго принужденія оставила на ней свой слѣдъ. К. П. Побѣдоносцевъ въ изданномъ имъ „Московскомъ Сборникѣ", совершенно справедливо замѣчаетъ:
«Съ которыхъ поръ положено, что Церковь существуетъ для того, чтобы образовывать аскетовъ, наполнять монастыри и выказывать въ храмахъ поэзію езоихъ обрядовъ?
Нѣтъ, все это —лишь малая часть тол дѣятельности, которую Церковь ставитъ себѣ цѣлью. Ей указано иное значеніе; научите вся языки. Вотъ ея дѣло. Ей предстоитъ образовывать на землѣ людей для того, чтобы люди, среди земнаго града и земной семьи, сдѣлались не совсѣмъ достойными вступить въ градъ небесный и въ небесное общеніе. А гдѣ же это общеніе наиболѣе происходитъ, какъ не въ храмахъ и монастыряхъ. Покойный И. В. Кирѣевскій монастыри древней Руси называлъ «народными школами и высшими университетами» и говорилъ: «образованность такъ скоро возросла въ Россіи и до такой степени, что и теперь, даже она намъ кажется изумительною, когда мы вспомнимъ, что нѣкоторые изъ ученыхъ князей XII и ХІІІ вѣковъ уже имѣли такія библіотеки, съ которыми многочисленностью томовъ едва могла равняться первая тогда на западѣ библіотека парижская. При помощи русскихъ монастырей выковалась государственность русскаго народа; при помощи ихъ сложилось Русское Царство и выработались разныя стороны нашего быта, основаніе коихъ до сихъ поръ объединяется, укрѣпляется и развивается Великая Россія. Какъ же послѣ того не знать и не интересоваться прошлымъ нашихъ лавръ и монастырей.

Категория: Материалы к истории Смоленского кладбища | Добавил: Razhivin | Теги: Церковь Спаса Преображения Господня, Смоленско-кладбищенская церковь
Просмотров: 283 | Загрузок: 30 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar