Поэт и публицист Илья Садофьев, статья В. Н. Запевалова

Отсюда: http://az-libr.ru/Persons/000/Src/0010/e74a5552.shtml

Садофьев Илья Иванович [12(24).07.1889, Петербург —17.07.1965, Ленинград]
       — поэт, публицист.      

      Родился в семье сезонного рабочего — строгальщика петербургского завода Сан-Галли. Когда Садофьеву исполнилось 5 лет, родители вернулись в родное с. Серебряные Пруды Тульской губ., где и прошло детство будущего поэта. Проучившись 2 зимы в земской школе, он ходил пастушонком за деревенским стадом. 13-летним подростком в поисках работы Садофьев приехал в Петербург, поступил мальчиком в чайную, затем работал на разных заводах столицы. В годы первой русской революции сблизился с революционерами-подпольщиками, усиленно занимался самообразованием, посещал общеобразовательные курсы при реальном училище А. С. Черняева. Важную роль в творческом самоопределении Садофьева сыграли Н. Рыбацкий (Н. И. Чирков), поэт петербургских рабочих окраин, и М. Горький.
       Как политически неблагонадежный, Садофьев постоянно подвергался преследованиям со стороны заводской администрации и полиции, в декабре 1916 был сослан на 6 лет в Якутию, откуда его освободила Февральская революция. После Октября Садофьев принимал активное участие в общественно-политической жизни страны, был членом Петросовета, заседателем революционного трибунала, членом рабочей дирекции Металлического завода. В годы Гражданской войны служил в политотделе Юго-Западного фронта. Вернувшись в Петроград, руководил литературным отделом Пролеткульта, позднее возглавил Ленинградский союз поэтов.
       Свои первые стихи Садофьев публиковал в большевистских газетах «Правда» и «Стойкая мысль» под псевдонимами Яксень Ачкасов, Антон Кализна, Илья И. и др. Позже в журнале «Свободная мысль», помимо поэтических опытов, помещал статьи и рассказы; с 1917 оставляет свои псевдонимы, выступает в журнале «Звезда», «Грядущее», «Кузница», альманахе «Ковш» и др. под настоящим именем. Как и у большинства пролетарских поэтов (В. Казин, М. Герасимов, В. Александровский и др.), господствующей темой его ранних стихов была тема труда, гражданского долга, революционного подвига, лирическим героем — рабочий, борец с социальной несправедливостью («У станка», «В заводе», оба — 1913; «Захлопнул дверь за мной...», 1916). В них отражена биография героя, во многом сходная с биографией автора. За стихотворение «В заводе» Садофьев был привлечен к судебной ответственности «за возбуждение вражды между рабочими и работодателями».
       В первые годы Октября Садофьев был подвержен пролеткультовским влияниям. Полагая, что почвой для новой поэзии должны стать «гранит и железо», насыщенные машинным ритмом, Садофьев обращается к стихотворным опытам передачи динамики трудовых процессов. Масштабность и космизм, радостное восприятие мира, стилевой эклектизм — отличительные особенности абстрактно-романтических стихов Садофьева той поры («Ко Вселенной», «Всемирный товарищ», оба 1917-18, и др.). Широкую известность Садофьеву как пролетарскому поэту принес сб. «Динамо-стихи» (1918, выдержал 6 изданий в короткий срок). Книга была тепло встречена В. Брюсовым, который особо выделял среди творчества поэтов-пролеткультовцев поэзию Садофьева как «наиболее самостоятельную по форме», отмечал, что он «поэт сильных и восторженных чувств, великого революционного пафоса, для которого <...> нашел соответствующее выражение» (Брюсов В. Вчера, сегодня и завтра русской поэзии // Печать и революция. 1922. №7. С.63). Одновременно с «Динамо-стихами» в лирике Садофьева звучали и реалистические мотивы: «Пахнет степью, лесом, полем, / Широтой, раздольем, волей, / Солнцем, зорями и росами, / Ароматом трав, покосами, / Пахнет спелыми, медовыми / Плодородьями садовыми...» («Дети», 1918). В годы нэпа, когда многие пролеткультовцы растерялись и не могли перестроить абстрактно-романтическую лирику сообразно новым требованиям времени, Садофьев осудил своих бывших коллег за пристрастие к голой риторике, за оторванность от живой жизни: «Слушай голос Военкома» (1922), «Разворот героики» (1923): «Мы немало скакали по свету / И пыталися солнце поймать,— / Не пора ль, не пора ли поэтам / Человечьей дорогой шагать!» В 1920-е значительно расширяется тематический и жанровый диапазон его поэзии — от романтической приподнятости («Индустриальная свирель», 1920-21) он переходит к бытовым зарисовкам, лирическим раздумьям («На улице», 1922; «Старый рабочий», 1923; «Вдохновение», 1924). Тема труда в лирике Садофьева становится определяющей. Он ратовал за героику будней, звал читателей на «индустриальный тракт» («Сегодня», 1930). Писал о новом человеке — строителе социализма, воспевал трудовой героизм, доблесть, советский патриотизм («Побеждающая жизнь», 1925; «Кованое время», 1926; «России», «Песня о Родине», оба — 1937, и др.).
       Лирическая сторона таланта Садофьева завоевывала все большее место в его творчестве (сборник «Простей простого», 1926; «Звонкая кровь», 1927, и др.). Он создает лирические циклы («На родной земле», 1936). В лирике Садофьева конца 1920-х — начала 1930-х усиливается лирико-песенное начало, входят темы, связанные с внутренним миром человека («Синие глаза», 1925; «На северном ветру», 1927; «Я ее не встретил», «Незабываемое», «Багряный листопад», все — 1933, и др.).
       Живой интерес (особенно в эпоху коллективизации) Садофьев проявлял к жизни деревни («Заморина слободка», 1918-23; «Мое детство», 1923; цикл «На родной земле» и др.). «Рабочая» и «крестьянская» стихии в творчестве поэта тесно переплетались.
       В годы Великой Отечественной войны Садофьев был на Урале, выступал в региональной печати со стихами, писал лозунги и тексты к плакатам и Окнам ТАСС, руководил секцией Свердловского отделения Союза советских писателей. Выпустил книгу стихов «У родимого села» (1942), составил и отредактировал «Антологию уральских поэтов».
       В послевоенные годы Садофьев выступал со стихами в защиту мира, создал цикл стихотворений о Ленинграде. В 1953 вышел его сборник «Песни о Родине», явившийся отчетом о творческой работе поэта за 40 лет. Помимо литературно-педагогической работы, Садофьев занимался переводами с украинского, белорусского и литовского языков.

Соч.:
       Избранное (1913-1937). Л., 1938;
       Песня о Родине: стихотворения. Л., 1953;
       Стихотворения. Л., 1956;
       Избранное / послесл. И. Авраменко. М.; Л., 1960;
       Индустриальная свирель: Стихотворения и поэмы / вступ. статья И. Авраменко. М., 1971.

Лит.:
       Эвентов И. Поэтический отчет // Звезда. 1953. №5. С.174-175;
       Назаренко Як. Славлю Родины цветенье!: К 50-летию творческой деятельности Ильи Садофьева // Нева. 1960. №7. С.191-194;
       Губко Н. У истоков // Звезда. 1961. №5. С.199-201;
       Дымшиц А. «Я — поэт рабоче-крестьянский»: К 80-летию И.Садофьева // Звезда. 1969. №8. С.175-180.

В. Н. Запевалов



Источник: http://az-libr.ru/Persons/000/Src/0010/e74a5552.shtml
Категория: Статьи из интернета | Добавил: Razhivin (09.08.2022)
Просмотров: 187 | Теги: Ленинград, поэзия, Илья Иванович Садофьев | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar